Факты:
Двадцать лет на передовых позициях поп-сцены - результат достойный уважения. «Секрет нашего долгожительства, - делится своими размышлениями ветеран поп-сцены Нил Теннант, одна вторая одного из самых успешных музыкальных формирований мира Pet Shop Boys, - в том, что мы никогда не были строго танцевальной группой, никогда не были чистыми электронщиками. Мы всегда были больше моды или какого-то одного направления». А начиналось все, как обычно, с малого - огромного желания заниматься музыкой... Перед вами - 30 наугад выбранных камешком из фундамента легенды Pet Shop Boys.
Факт 1. Нил Фрэнсис Теннант (Neil Francis Tennant), сын рабочего фабрики резиновых изделий, в детстве посещал католическую школу в Ньюкасле-на-Тайне. О не самых приятных школьных впечатлениях Нил позднее расскажет в песнях "This must be the place I waited years to leave" и "It's A Sin" (последняя вызвала особенно резкие нападки в прессе из-за откровенной критики принципов католического образования). В школе он играл на виолончели и гитаре. В 16 лет, уже в другом учебном заведении, он собрал первую группу под названием Dust.
Факт 2. В девять лет Нила Теннанта впервые осенила идея пополнить культурную сокровищницу человечества. Он решил не мелочиться и начать прямо с мюзикла. Вдвоем с подружкой они придумали название - "Девочка, которая дергала за хвосты" ("The Girl Who Pulled Tails") и даже сочинили одну песню под названием "Кто-нибудь видел мою кошку?" ("Has Anybody Seen My Cat?"). Дальше этого дело не пошло, потому что началось лето, и Нил уехал в лагерь скаутов.
Факт 3. Первое погружение в массовую поп-культуру началось для Теннанта в 1975 году, когда с дипломом Лондонского политехнического университета на руках он получил место английского редактора в издательстве "Marvel Comics". В его задачу входила адаптация для чопорной английской публики американских комиксов о Человеке-пауке, Конане-варваре, Халке и прочих монстрах: он редактировал диалоги, исправлял написание слов, следил, чтобы художники приодевали слишком раздетых женщин. В книжном издательстве "Macdonald Educational" он редактировал книги о кухнях мира, приготовлении блюд и напитков, о животных и ведении домашнего хозяйства. Позднее (в начале 80-х) Крис Теннант стал числился журналистом музыкального издания "Smash Hits".
Факт 4. Дедушка Кристофера Шона Лоу (Christopher Sean Lowe) был талантливым тромбонистом и играл в комедийном джазовом ансамбле The Nitwits. Посещая престижную частную школу в родном Блэкпуле, Крис тоже освоил тромбон и демонстрировал свое умение в танцевальном ансамбле One Under the Eight, исполнявшем джазовые и поп-стандарты. Вторым инструментом Криса стали клавиши, на которых он играл в прог-рок-группе Stallion. Поп-музыка его никогда по-настоящему не интересовала, а его главной страстью много лет была архитектура: он с детства любил придумывать дома, в которых могла бы жить его семья, и их внутренний дизайн.
Факт 5. Вопреки расхожей версии, когда Теннант и Лоу познакомились, они быстро убедились, что их музыкальные интересы практически не пересекаются, разве что, с некоторыми оговорками, они сошлись на симпатии к Дэвиду Боуи. Они хорошо помнят впечатления от первой встречи, которая произошла 19 августа 1981 года в магазине электронной аппаратуры. Крис сразу посчитал Нила очень умным, "потому что он был в очках, а это признак умного человека", а Нил подумал, что Крис слегка не в себе - "он слишком много смеялся". Нил любил рок, Элиса Купера, Крис обожал диско. Но почему-то этого было достаточно, чтобы ближайшие четверть века провести вместе.
Факт 6. West End - таким было первое название дуэта Теннанта и Лоу, дань симпатии к этому району Лондона, театральному сердцу Англии. Словосочетание Pet Shop Boys, которое "напоминало название английской рэп-группы", подсказали друзья, работавшие в магазине (shop), торговавшем домашними животными (pet).
Факт 7. Когда в апреле 1985 года Нил Теннант сделал окончательный выбор в пользу музыкальной карьеры и покинул журнал "Smash Hits", это был довольно рискованный шаг с его стороны. В журнале он уже занимал пост заместителя главного редактора, а в шоу-бизнесе обзавелся только не самыми позитивными впечатлениями от общения с американским продюсером Бобби О (Bobby O) и опытом почти загубленного (с первой попытки) дебютного сингла "West End Girls".
Факт 8. Без малого два года, а точнее 21 месяц, понадобилось первому суперхиту PSB "West End Girls", чтобы подняться на вершину британского поп-чарт. Первый вариант, спродюсированный их обожаемым продюсером Бобби О, который (вариант) появился в апреле 1984 года, более или менее понравился клубной публике Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, произвел некоторое впечатление на французов и бельгийцев, но оставил равнодушными англичан. В октябре 1985 года Крис и Нил опубликовали новый вариант сингла "West End Girls", спродюсированный Стивеном Хейгом (Stephen Hague). Именно он в январе 86-го, наконец, оккупировал первую строчку британского хит-парада. Песня стала хитом #1 в США, Канаде, Новой Зеландии, Израиле и еще ряде стран, разойдясь тиражом полтора миллиона экземпляров.
Факт 9. "West End Girls" принесла молодому дуэту их первую премию - на церемонии BPI Awards-86 она была названа лучшим синглом года. Вскоре после этого ее называют лучшим международным хитом уже устроители Ivor Novello Awards называют.
Факт 10. В 1987-м PSB снова уходит с церемонии BPI Awards в звании лучшей группы года, и второй год подряд получает Ivor Novello Award за лучший международный хит (на этот раз - за песню "It's a Sin").
Факт 11. Несмотря на многочисленные намеки и даже прямые свидетельства, на протяжении 80-х оба музыканта категорически отвергали слухи о своей принадлежности к гей-коммуне. Теннант сделал официальное признание только в 1993 году после выхода альбома "Very" на страницах гей-журнала "Attitude". Скромник Лоу, принципиально не пускающий никого в свою личную жизнь, до сих пор держит рот на замке.
Факт 12. Хотя Нил Теннант неоднократно подчеркивал, что его текстам нельзя приписывать исключительно гомосексуальное содержание, творчество PSB занимает важное место в современной гей-культуре. Особое значение приобрели песни "Can You Forgive Her?", "It's A Sin", "New York City Boy", кавер-версия "Go West" группы The Village People. "The Night I Fell in Love" - история фана, который проводит ночь со своим кумиром - рэппером, отдаленно напоминающим Эминема. Трек "Metamorphosis" - о признании в нетрадиционной сексуальной ориентации. Сингл 1990 года "Being Boring" - о том, насколько усложнилась жизнь геев с распространением СПИДа.
Факт 13. Pet Shop Boys работали и выступали со многими артистами, признанными гей-иконами, - Мадонной, Элтоном Джоном, Лайзой Миннелли, Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) и Кайли Миноуг (Kylie Minogue). Более того, в 2001 году PSB планировали организовать тур с участием гей-музыкантов под названием Wotapalava. По разным причинам, реализовать эту идею тогда не удалось, а позднее пришлось от нее совсем отказаться.
Факт 14. В качестве кинопродюсеров и киноактеров участники Pet Shop Boys попробовали себя в 1988 году. Вместе с Джеком Бондом (Jack Bond) они спродюсировали художественный фильм "It Couldn't Happen Here", в котором Теннат и Лоу снялись в главных ролях. В 1995 году Лоу получил небольшую роль в австралийском сериале "Neighbours", где начинала свою карьеру Кайли Миноуг.
Факт 15. Кайли Миноуг, кстати, исполняет дуэтом с Нилом Теннантом песню PSB "In Denial", представленную на их альбоме "Nightlife" (1999). Мелодия "In Denial" предназначалась для будущего мюзикла Pet Shop Boys "Closer to Heaven". По сюжету песни, отец (Теннант) признается дочери (Миноуг) в том, что он гомосексуалист. Работать с Кайли PSB начали еще в 1994 году. Тогда они написали песню "Falling" для ее альбома "Kylie Minogue", основанную на неизвестном ремиксе на трек "Go West", но с новыми словами. Однако рекорд-компания артистки забраковала спродюсированный музыкантами вариант и передала трек другим продюсерам.
Факт 16. Композиция PSB "Screaming" создавалась для фильма Гаса Ван Сэнта (Gus Van Sant) "Psycho" (1998), который музыканты, приступая к работе, даже не посмотрели. Соавтором музыки выступил клавишник Том Стивен (Tom Stephan).
Факт 17. В 2001-м году в Лондоне был поставлен первый мюзикл, написанный Pet Shop Boys, "Closer to Heaven". Несмотря на довольно активный интерес к постановке, после пяти месяцев относительно успешных представлений спектакль был снят с репертуара.
Факт 18. Сотрудничество PSB с английской поп-певицей Дасти Спрингфилд началось в 1987 году с дуэта "What Have I Done to Deserve This?" (авторства Лоу-Теннанта). Музыканты написали и спродюсировали половину ее альбома "Reputation", в том числе и известные синглы "In Private" и "Nothing Has Been Proved". В видеоклипе на последнюю песню Крис и Нил снялись в роли репортеров.
Факт 19. Не кто иной, как Джин Симмонс (Gene Simmons), бас-гитарист Kiss, послужил связным звеном между Pet Shop Boys и Лайзой Миннелли: именно он уговорил артистку рискнуть и записать что-нибудь более актуальное, чем ее обычная музыка, ориентированная на стандарты Бродвея. Он же познакомил ее с менеджерами Epic Records, ее давними поклонниками, которые устроили ей встречу с Крисом и Нилом и обеспечили всяческой поддержкой. Совместный альбом Лайзы Миннелли и PSB "Results" (1988), записанный всего за несколько дней, а скорее даже ночей, во время ее короткого лондонского тура в апреле 1989 года, оказался одним из самых успешных в ее карьере. Особенно популярным он стал в Европе, где разошелся 600-тысячным тиражом.
Факт 20. На обложках своих альбомов Лоу и Теннант предпочитают видеть одно слово, часто образующее связные и забавные фразы в сочетании с названием группы. Например, интересуясь альбомом "Please", человек спрашивает: "Can you help me find the new Pet Shop Boys album, Please?". Говорят, что именно благодаря этому вежливому названию дебют дуэта пользовался большим успехом в Японии. Укладываются в гладкие фразы и другие названия: "Is this the Pet Shop Boys' Introspective album?", "Do you have the new Pet Shop Boys Release?" или "This is the Pet Shop Boys' Disco album".
Факт 21. Что касается названий отдельных треков, то, по мнению Теннанта, в идеале они должны представлять собой самостоятельные предложения: "What have I done to deserve this?" или "Yesterday, when I was mad". Именно поэтому с большой буквы следует писать только первое слово. У Pet Shop Boys немало таких повествовательных названий из 10-15 слов: "The boy who couldn't keep his clothes on", "I don't know what you want but I can't give it any more", "How can you expect to be taken seriously?", "You only tell me you love me when you're drunk".
Факт 22. Одна из самых больших слабостей Pet Shop Boys - развернутые версии их песен или ремиксы. Продолжительность треков PSB иногда достигает почти 10 минут; самый длинный, "It's Alright" с альбома "Introspective", длится 9 минут 24 секунды (а самый короткий - "Generic Jingle" - всего 14 секунд). По приблизительным подсчетам, к началу 2005 года уже свыше 70 ди-джеев и продюсеров сделали ремиксы их треки. Иногда музыканты публикуют ремиксы еще неизвестных авторов, приближая их будущую славу. Так было в 1991 году с Моби, в 1993 году с Саша (Sasha), в 1995 - с Трейси Янгом (Tracy Young) и так далее. Их ремиксами занимались также Дэвид Моралес (David Morales), Ролло (Rollo) из Faithless, Basement Jaxx, Deep Dish, Scissor Sisters.
Факт 23. В феврале 2006 года PSB сделали ремикс на новый сингл Мадонны "Sorry" (с ее альбома 2005 года "Confessions on a Dance Floor"). В такой версии трек катапультировался прямиком на 1-ю строчку британского поп-чарта. Еще один трек с этого альбома, "Jump", откровенно напоминает хит PSB "West End Girls". Продюсер альбома Стюарт Прайс (Stuart Price) не отрицает, что вдохновил его Крис Лоу. Сама Мадонна на церемонии вручения Brit Awards назвала Pet Shop Boys в числе групп, которые сильнее всего повлияли на ее творчество. Это симпатия абсолютно взаимная. Еще в 1988 году Лоу и Теннант собирались предложить Мадонне свою песню "Heart", но так и не набрались смелости. В их собственном исполнении она стала британским хитом #1. В композиции 1991 года "DJ Culture", написанной вскоре после развода Мадонны с Шоном Пенном (Sean Penn), Теннант упоминает певицу и ее талант изменяться и возрождаться.
Факт 24. Тема гомосексуализма поднимается в первом мюзикле PSB, о котором Лоу и Теннант впервые задумались еще в середине 80-х, а всерьез взялись в конце 90-х. Вместе с драматургом Джонатаном Харви (Jonathan Harvey), при финансовой поддержке компании Really Useful Group, во главе которой стоит Эндрю Ллойд Уэббер, в мае 2001 года они подготовили сценический вариант мюзикла "Closer to Heaven". Постановку сняли с репертуара уже в октябре 2001 года, гораздо раньше, чем ожидалось, поскольку большого энтузиазма у публики она не вызвала.
Факт 25. Саундтрек к классике немого кино - самой знаменитой картине Сергея Эйзенштейна "Броненосец 'Потемкин'" - такую экстравагантную задачу поставили перед собой PSB в 2004 году. Премьера новой звуковой дорожки - вживую - состоялась в Лондоне в сентябре 2004 года. Вход на Трафальгарскую площадь в этот вечер был свободный. Несколько живых шоу "Battleship Potemkin" прошли в Германии. Через год вышла студийная версия заново озвученного "Броненосца".
Факт 26. 2 июля 2005-го года PSB приняли участие в глобальной концертной акции Live8, прошедшей одновременно в восьми городах мира: Лондоне, Париже, Токио, Берлине, Майями, Риме и т.д. PSB вели свой концерт из Москвы, где выступили на Красной площади в компании звезд российской музыки.
Факт 27. Это посещение России стало далеко не первым приездом музыкантов в страну. Впервые они приехали в Россию еще летом 1993 года - для того чтобы выступить в прямом эфире в день официального открытия канала MTV Russia. Вскоре группа опубликовали сингл "Go West", в видеоряде которого использовала кадры пребывания в Москве, в частности, прогулок по Красной площади.
Факт 28. В самом "звездном" видеоклипе PSB на сингл "New York City Boy" снялись такие знаменитости: Джерри Холл (Jerry Hall), Бьянка Джаггер (Bianca Jagger), Диско Салли (Disco Sally), Джон Траволта (John Travolta), Энди Уорхолл (Andy Warhol), Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), Фелип Роуз (Felipe Rose).
Факт 29. В своей книге "Billboard's Hot Dance/Disco 1974-2003" Джоел Уитберн (Joel Whitburn), один из постоянных авторов журнала "Billboard", подытожив достижения PSB в танцевальных чартах, включил их в четверку самых успешных клубных артистов Америки. Они уступают только Мадонне, Дженет Джексон (Janet Jackson) и Донне Саммер (Donna Summer). Причем они в этом списке единственные британцы. По данным того же автора, за Pet Shop Boys числятся следующие достижения: это самый успешный дуэт в США, самая успешная британская группа в США, одни из самых успешных поп-артистов 80-х и 90-х (они входят в американский Тор 10).
Факт 30. Общий тираж дисков группы составляет более 25 миллионов